ART-CORE ПРОЕКТ «АВТОРеверS»
|
|
|
|
|
|
|
|
О чём
угодно, но только не о поэзии. («Остров
Калипсо» №10, 2005 год) Всегда радуюсь растущему мастерству сотрудников
вашего журнала. Вот недавно в №7 “Острова Калипсо” прочитал ответ
Калипсы на моё гневное высказывание по поводу “роз, шипов, навоза”,
и как приятно стало: как вы научились всё-таки читать между строк.
Ни слова я не сказал о том, что, мол, не стоит читать с рок-подмостков
стихи, а вы это поняли. Правда, не знаю, кто из персонажей, приведённых
мною в качестве аргументов, вам
в смысле чтения литературы с эстрады, показался подходящим.
Де Сад? — не знаю ничего про его выступления; Барков? — то же
самое; Достоевский? — да, читал свою прозу, но так давно, что даже я
этого не застал. Так надо ли читать литературу с эстрады?
— Наверное, надо. Но только в одном случае: если автор, их читающий,
будет не только хорошим поэтом, но и хорошим исполнителем. Вот, вы
удачно вспомнили про “серебряный
век”, но почему-то не упомянули, что, несмотря на высочайшее качество
стихов, Есенин и Маяковский в смысле публичного исполнения были
“сделаны” Северяниным (поэтом, разумеется, замечательным, но
как поэт уровнем Маяковского пониже). — Да, и среди классиков есть разные уровни.
Сейчас редко можно услышать со сцены (хотя бы телевизионной) настоящую
поэзию — она, конечно, уступает искусствам, более пассивным в восприятии
— но 60-е, 70-е, 80-е подарили нам много образцов того, как хорошие
стихи хороших поэтов буквально портятся на глазах от плохого авторского
исполнения. — А как
же… — снова скажет Калипса и снова
начнёт перечислять этих своих “корифеев”. — А так,
— скажу, — попробовали бы эти ваши
имя-рек-“корифеи” выступить со своими творениями не перед невзыскательной
рок-публикой, а перед знатоками и гурманами поэзии! Я думаю, что кое-то из них прекрасно
понимает, а кто не понимает, тот чувствует, что их стихи не того
уровня. (Тем, кто не знает, поясню, что в поэзии, как и в любом другом
искусстве, есть объективные факторы качества. Есть, например,
техника стиха — и у всех перечисленных Калипсой “корифеев” она в
оном случае довольно слабая, в других случаях – слабая крайне.) — Попробовали
бы, — продолжу, — ваши “корифеи” выступить перед публикой театральной.
Ха, и исполнение их в актерском смысле весьма и весьма хромает. Они
понимают и это, и потому один после каждого прочитанного стихотворения
поёт (пусть и a capella) песню, второй же со своей “высокой поэзией”
не рискует быть на сцене более 15 минут. — Но публика
же их принимает… — слышу возражение. — Да, — отвечу,
— принимает. Потому, что это их поклонники (опустим здесь метафизику
поклонничества). А поклонники (не к ночи будет помянут) Ф.Б.Киркорова
визжали, когда их кумир пыжился, напевая белиневскую Casta div’у;
почитай он им свои стихи публика визжала бы не меньше… Такова печальная ситуация. Может быть, и
есть такой поэт и исполнитель, которого слушать бы мне захотелось,
но мне он (по крайней мере, пока) неизвестен. Говорили тут мне про
одного, но послушать его удалось пока только в записи, а это (по
крайней мере) — увы, не фонтан. Но лучше не слушать (как и не читать) ничего,
чем “пиита”, начавшего писать стихи под влиянием “Лёхи Никонова”
(в этом всё — и творческое основание, и самооценка “пиита”, а соответствующее
качество “ентой поезии” — следствие, из всего этого вытекающее согласно
законам формальной логики). У меня, по крайней мере, нет для этого
ни желания, ни лишнего времени. — Спасибо “Острову Калипсо” за
эту ориентировку. Дед Рябин |